Традиционный подход к проектированию сайта состоит в том, что заказчик говорит, что он хотел бы там видеть. Вся информация о собственной компании во что бы то ни стало должна быть размещена там. Зачастую эта информация выглядит весьма непрезентабельно: невнятные и перекошенные сканы, некачественные картинки, тексты, взятые с других ресурсов. Впрочем, так бывает не всегда, и это еще не самый худший подход.
Гораздо хуже, когда приходится делать Сайт-Который-Нравится-Ивану-Петровичу. Заранее прошу прощение у всех Иванов Петровичей и спешу уверить, что не хотела обидеть никого из них.
Иван Петрович не очень хорошо разбирается в интернете, но у него есть знакомые и друзья, от которых он слышал, что на сайте должно быть вот это и вот это. А еще у него есть племянник, который учился на дизайнера, и вот он точно знает, что сайт должен быть вот таким и никаким больше. Иногда в переговоры вступает этот самый племянник и ловко оперирует словами «юзабилити», «генерация лидов» и «тематический индекс цитирования».
Не проблема сделать сайт таким, который приведет Ивана Петровича и племянника в полнейший восторг. Но хочется задать вопрос: зачем Иван Петрович заказывает сайт? Ответ прост: он хочет заработать денег. А как сайт может принести деньги? Деньги приносят люди, которые на этот сайт заходят.
Какова цель этих людей, когда они заходят на сайт? Неужели же дать Ивану Петровичу заработать? Неужели же, каждый из них, открывая браузер, думает, что несчастный Иван Петрович умирает с голоду, а их святая обязанность состоит в том, чтобы заплатить ему?
В том-то и дело, что у них свои цели: присмотреть подарок, узнать цены и ассортимент, подыскать идею для покупки, убить время, посмотреть красивые картинки. Никому из них не интересно существование Ивана Петровича в принципе, не говоря уже о его мнении насчет сайта.
Рано или поздно до Ивана Петровича сотоварищи доходит эта нехитрая истина. И вот тогда он начинает нанимать оптимизаторов всех мастей, которые приведут его сайт в тот вид, который будет удобен и приятен покупателю. То есть фактически, он платит за него дважды.
К чему все эти излияния?Собственно, доклад, который вызвал у меня эти размышления, назывался «Проектирование сайта методом построения персонажа». Если говорить вкратце, то перед тем, как решить, каков будет сайт, его дизайн, структура, контент, функционал, требуется собрать качественную информацию о целевой аудитории и построить несколько собирательных образов потенциальных клиентов ресурса.
Персонаж — это сведения о поле и возрасте, социальном статусе, семейном положении, уровне доходов, опыте использовании интернета, интересах, предпочтительных социальных сетях и поисковых системах. Каковы его цели захода на сайт? Что именно интересует человека в нужной нам области? Почему он собирается воспользоваться этим ресурсом? Какие факторы будут определяющими в принятии решения?
На все эти вопросы нужно иметь ответ ДО того, как проектировать сайт. И именно эта информация даст возможность легко набросать первый план структуры и контента. Но не только. Умелые специалисты извлекут из персонажей рекомендации по рекламной стратегии, требования к дизайну, а также сведения о том, как можно улучшить товар или услугу.
Описывая все это, я прекрасно понимаю, что сегодня построение персонажа — удел крупных компаний, которые имеют возможность провести серьезные и глубокие исследования в этой области, которые имеют для этого достаточный штат сотрудников, готовых сделать работу в сжатые сроки, которые, наконец, просто могут позволить себе потерять клиента.
Для меня такое построение работы — прекрасный идеал, но не должны ли мы все стремиться к нему?